Многие пытаются найти эффективную стратегию в Доте 2 для игры 5х5 совершенно не разбираясь в основных приемах игры в Доту 2. Как правило, это приводит к плачевным результатам.
С чего стоит начать прежде чем создавать свою стратегию в Доте 2? Прежде всего необходимо подумать о том, что из себя будет представлять эта самая стратегия. Будет ли она рассчитана на быструю победу или наоборот, будет ориентирована на затяжную игру чтобы раскачать по максимуму своего керри (так называемая терпильная стратегия Доты 2). Будет ли она основана на постоянных непрерывных пушах или ориентироана на "крысиную" войну с максимально частыми гангами. В идеале желательно даже посоветоваться со своими тиммейтами (если, конечно, есть такая возможность) прежде чем выбирать конкретную стратегию.
Давайте попробуем для примера составить какую-нибудь стратегию, основанную, например, на масс ультах. Обычно основу любой стратегии в Доте 2 составляют 2-3 героя, а остальные герои включаются в нее как дополнение. Давайте выберем в качестве основы стратегии героев Дерево
+ Кристалка
+ Энигма
. я думаю вполне понятно, что при грамотном раскасте своих ультов они втроем могут сделать -5 вражеской команде. Но с опытными противниками такое вряд ли возможно - они вряд ли будут держаться так близко вместе чтобы вы могли захватить их всех действием своих ультов. Поэтому если идея с вашими ультами частично или полностью провалится, то вполне вероятно что ваша команда проиграет замес. Поэтому к этой основе из 3-х гереов желательно добавить еще двух героев, которые должны либо страховать и усиливать эффект масс ультов нашей троицы, либо обеспечивать запасной вариант, который поможет нам победить если все таки затея с масс ультами провалится.
Например, чтобы скучковать противников вместе и повысить, таким образом, эффект от действия ультов нашей троицы, можно использовать стягивающий скилл Дарк Сира
или ульт Магнуса
.
Рассмотрим еще такю связку как
Дерево+Кристалка+Энигма+Тролль+Омни
Почему именно такую? Потому что наступать с масс ультами довольно тяжело, особенно под огнем вражеской башни. А вот обороняться с масс ультами наоборот, довольно легко. Таким образом можно неплохо затянуть игру (эффективно защищая свои башни) и тем самым дать возможность раскачаться Троллю
, чтобы он потом рвал врагов на части. Омни
в данном случае будет крайне полезен тем чтобы в замесах кидать репел на Кристалку или Энигму (чтобы противники не сбили их ченнелинг ульты), а в лейте кидать репел на Тролля чтобы он без помех терзал врагов, да и ульт Омни крайне полезен в замесах.
Есть еще вариант, полностью основанный на масс ультах: Дерево+
Кристалка+Энигма+Луна+Шейкер. Здесь уж врагам 100% смерть в замесе если они попали под грамотную раскастовку наших ультов. Естественно как и любую другую тактику в Доте 2 эту стратегию можно законтрить, поэтому всегда нужно смотреть на пик противника и анализировать будет ли эффективна та или иная стратегия.
Ну а теперь, собственно, рассмотрим основные приемы игры в Доте 2
Маневры и засадыЧасто бывает так, что всего лишь один удачный маневр одного или двух членов вашей команды может привести к гибели одного-двух врагов, затем следует пуш, приводящий к сносу вражеской линии. Часто это умело организованная засада. Делается это часто так. Один из членов вашей команды с красными жизнями маячит перед носом вражеской команды и потом уходит, причем в направлении, по которому вражеская команда смогла бы явно определить место, куда этот герой пошел. Враги клюют на наживку и устремляются за нашим полудохлым героем, где их и "принимает" наша команда. Также большое значение в Доте 2 имеют такие маневры как обходы. Не секрет что если команда врага построилась перед боем, то часто справиться с ней в "лоб" довольно тяжело - впереди идет один-два танка со станами, которых пока убьешь коньки откинет основная часть вашей команды. Совсем другое дело если вы всей командой незаметно обошли врагов и напали на них сбоку или сзади - в этом случае есть шансы очень быстро убить главных рендж дамагеров врага (например, Снайпер
или Тракса
) и тогда уж перебить остальных врагов будет гораздо легче.
ПередвижениеПередвигаться в Доте 2 можно по разному - по одному, вдвоем, втроем и другими более многочисленными группами. Часто правильно сформированная группа (массовик с танком, дамагер с дизеблером или станером) может решить весьма многое в игре, поскольку при правильных связках герои могут реализовать по максимуму свою эффективность в игре.
Передвижение в толпе. Неэффективно если в команде противника есть герои с масс спеллами, но если вы столкнетесь всего с 2-3-мя героями врагами, то естественно что вы победите их.
Рассеявшись. При таком построении все члены команды идут в пределах одного экрана друг от друга. На такой строй масс спеллы не действуют, но если вся вражеская команда неожиданно сосредоточит огонь на одном из союзников, то вряд ли вы все сможете ему помочь.
Оптимальный для всех случаев строй выбрать невозможно, поэтому в этом вопросе всегда очень важно анализировать состав команды противника и то, какой способ передвижения применяют враги.
РазведкаВо всех стратегиях реального времени (к которым в определенной мере относится и Дота 2) очень важную роль играет разведка. Чем больше вы знаете о передвижениях противника, тем больше ваши шансы перехватить инициативу в свои руки. Для разведки отлично подходят такие спеллы как трапы Темпларки
, мины и варды минера, сокол Бистмастера
, волна Венги
, ульт Зевса
, паутины Паучихи
, сворм Вивера
, птички Визажа
, змеи Веномансера
. Но также для целей разведки хорошо подходит и такой итем как варды
- значимость этого итема в Доте 2 трудно переоценить, поэтому и введен кулдаун (общий для всей команды) на их покупку в лавке. Поэтому старайтесь покупать их по кулдауну и расставлять в ключевых точках карты.
ГангиОни становятся основной проблемой в раскачке героя после того как закончится период начального стояния на линиях. Методы борьбы с ними конечно существуют: говорить кто из противников ушел с линии, постоянно следить за местоположением врагов на миникарте (удобно в Доте 2 поставить настройку чтобы вражеские герои отображались красными крестиками - в этом случае одного взгляда на миникарту будет достаточно чтобы оценить сколько вражеских героев находятся вне поля видимости, расставлять варды в ключевых точках карты, использовать другие возможности для разведки. Но 100% защиты от ганга эти методы не дадут, и это надо осознавать.
Нередко считается ошибочным мнение, что от ганга может защитить вышка - надо просто спрятаться под ней. Но если врагов штуки 3, а вы одни, то вряд ли вышка сможет спасти вас от неминуемой смерти. Да даже один особо опасный вражеский гангер (например, Баланар
, Сикер
, Гондар
) если соберут вангуард
то вряд ли вышка сможет стать надежной защитой против них поскольку большая часть урона от вышки будет блокироваться вангуардом и враги могут целиком сосредоточиться на вашем убийстве.
Массовые ультыУльт - это всегда в Доте 2 ассоциируется с каким то страшным заклинанием, которое по силе значительно превосходит обычные заклинания, а массовый ульт - звучит вообще страшно. Но, как правило, чем более разрушительное заклинание, тем больше его кулдаун - в этом плане в Доте 2 относительно неплохой баланс. Поэтому правильно говорят что, к примеру, ульт Энигмы
принадлежит не ей, а всей команде.
ПушПушем называется попытка сломать вражеские строения. Естественно это более сложный вариант чем биться с врагом в чистом поле поскольку здесь мы попадаем под огонь вражеской вышки. А если мы штурмуем вражескую базу, то здесь возникает еще такая дополнительная сложность, что враг находится на возвышенности, а мы атакуем его с низины - поэтому у врага и обзор больше, и стреляет он с возвышенности без промахов (а наши герои дальнего боя стреляют с низины по возвышенности и поэтому могут в некоторых случаях промахиваться).
Для того чтобы повысить вероятность успешного проведения пуша в команде должно быть 1-2 танка, которые будут идти впереди и принимать на себя основной урон от противника, что даст возможность остальным членам команды реализовать свой боевой потенциал. Можно проводить пуш и без танков, но это уже более проблематично, тогда вместо танков используется живой щит из собственных крипов, которых специально накапливается перед пушем 2-3 волны.
Обычно не удается сразу после сноса двух бараков с одной стороны сразу снести и трон поскольку ваши силы будут измотаны, маны будет мало, а враги возродятся с полным запасом сил около фонтана. Поэтому через некоторое время организуется пуш на другую линию, если и там удастся снести бараки, то врагам будет совсем тяжело - усиленные крипы с двух сторон - это вам не шутки. Как минимум один вражеский герой после этого должен будет оставаться на защите базы, что существенно ограничивает наступательный потенциал вражеской команды.
Обычно в первую очередь проносят мид, потому что до него банально ближе идти из всех остальных точек карты, следовательно членам команды легче собраться на пуш именно на этом направлении.
При пушах хорошо помогают герои, которые могут либо переманивать на свою сторону лесных крипов (Чен
, Дриада
), либо вызывать собственных суммонов (Ликантроп
, Фурион
, Паучиха
, Энигма
) или иллюзии (Нага
, Фантом Лансер
). Также при пушах очень полезны герои, скиллы которых помогают очень быстро сносить вражеские строения, например, ульты Баньши
и Лешрака
, ну и конечно же змейки Расты
также помогают быстро стереть с лица земли вражеские вышки и башни.
Какие предметы облегчают пуш вражеской базы (в первую очередь это предметы, помогающие всей команде, а не только одному герою):
Меказм - и брони придаст всей вашей команде и союзным крипам, и подлечит неплохо
Арканы - на штурм вражеской базы желательно идти с полным запасом маны
Владимир - много полезных аур для членов вашей команды и союзных крипов
Пайп - неплохо защитит вашу команду от воздействия магии
Защита от пушейДля защиты от пушей хорошо подходят герои с масс ультами и герои, у кого есть обычные скиллы для массового уничтожения крипов (например волны Лины
, Баньши
, Магнуса
можно пускать с безопасного расстояния по наступающим крипам врага). Также полезны герои, вызывающие суммонов (упоминались в предыдущем пункте). Есть и такие герои, которые могут обратить вражеский пуш в преимущество для себя, например, Алхимик
. При пушах же обычно много крипов, а это отличная возможность для него загрести кучу золота за счет своей пассивки. Для защиты от пушей хорошо подходит и Пудж
- с возвышенности базы он может удачно притягивать к себе зазевавшихся вражеских героев, которые не видят его потому что находятся в низине. Также при защите от пушей важно не дать врагам выманить вас за пределы базы. А то обычно бывает так: какой нибудь типа зазевавшийся вражеский герой подходит слишком близко к базе, а пара ваших союзников ошибочно полагая что это легкая цель для убийства немного выходят за пределы базы и тут же попадают под огонь всей вражеской команды которые только этого и ждут. На помощь этим двум "купившимся на приманку" героям устремляются остальные члены вашей команды, и вот бой уже идет не в благодатном для вас месте около своей вышки, а на нейтральной территории, где ваша команда уже не имеет никаких преимуществ в местоположении перед вражеской.