В наши дни игроки крайне редко пытаются придумать новые тактики. Казалось бы, почему не удивить противника совершенно новыми, неожиданными ходами, интересной подборкой армий и героев, однако, большинство предпочитают проверенные схемы. Удобнее, конечно, ездить по накатанной дороге, приблизительно зная, что тебя ждет в тот или иной момент, делая ставку на свой микроконтроль. Многие так и поступают. Многие, но не все. Даже сейчас находятся люди, предпочитающие необычную игру, запутывая соперника, заставляя его паниковать и, в итоге, достигать победы. Обычно такие тактики связаны с определенным риском. Именно о такой стратегии и пойдет речь сегодня.
Автором тактики, предлагаемой вашему вниманию, является австралийский игрок Новая Зеландия Philbot, входящий в состав американской команды rS, добившейся огромных успехов в различных лигах по Warcraft 3. Philbot в этом клане игрок N1, и именно его выставляют против самых сильных и известных соперников. Его стиль игры далек от стандарта – он любит экспериментировать даже в ответственных играх. Когда его спросили, почему он использует пауков, он ответил: «I don’t want to be another korean ghouler» (я не желаю быть ещё одним подражателем корейского стиля игры через гулей). То есть налицо желание быть не таким как все, а кем-то особенным, выразить свой творческий подход и отличиться в игре от остальных. Только ли в этом дело? Разумеется, нет. Несмотря на все плюсы стандартных тактик, у необычных схем есть то достоинство, что противник просто не привык играть против подобных стратегий. И, если в тактике есть зерно смысла, то она может идеально работать на самом высоком уровне. Стиль игры против гулей и против пауков совершенно иной, и, даже, если андедовские стрелки и не самые сильные в игре, то противник, всю жизнь тренирующийся играть против mass ghouls&destros может растеряться и, подчас, даже несколько игр против пауков ему не помогут. К тому же, противнику просто может быть неприятен такой стиль игры. Приведу пример из области реального спорта, а именно из шахмат. Среди игроков, даже самого высокого уровня, существуют те, кто выбирает не самые популярные дебюты (для незнающих поясню: дебют, это начало шахматной партии, который однозначно влияет на всё её последующее течение, то есть, дебют в шахматах аналогичен тактикам Варкрафта по смыслу). Для чего они это делают, ведь, казалось бы, малопопулярный дебют ведет к неудобной игре, и может завести в плохую позицию. Но не самые популярные дебюты в шахматах (например, Защита Уфимцева) ведут к обоюдоострой, нестандартной игре, и тот, кто этот дебют использует, лучше подготовлен для возникающих в процессе игры позиций. Он может получить позицию чуть похуже, но, будет чувствовать себя как рыба в воде, в то время, как противник будет судорожно пытаться придумать хоть что-нибудь. Резюмирую вышесказанное: может быть тактики, основанные на пауках, и не столь универсальны и сильны как схемы, основанные на гулях, но для многих противников они могут быть просто неудобны и оппонент, даже зная, что делать, потеряется. Сила привычки игры против гулей будет незримо мешать ему в течении всего игрового процесса. Итак, представив автора тактики и порассуждав об истоках её возникновения, перейдем непосредственно к творению rS.Philbot’а. Рассмотрим для начала героев и юнитов, которых он использует, а также обратим внимание на функции, которые они выполняют во время игры.
Герои
Death Knight + Liche + Naga. С первыми двумя героями всё ясно – фокусировка спеллов на вражеском юните (часто – герое). Нага же, один из самых популярных нейтральных героев – концентрированный огонь с замедлением не дает возможности так просто отвести находящегося под ударом юнита с поля боя. Раз за основу в этой тактике берется фокусированный огонь, значит и Нага нам весьма не повредит. Разумеется, на тиер3 Личу необходимо купить сферу – это сильно повысит эффективность точечных ударов.
Юниты
Ghouls. В этот раз обойдемся без них. Они будут работать по своему назначению и, как настоящие марксисты, обеспечат первичное накопление капитала в виде запасов древесины. Дерева же вам понадобится не так уж и мало, но развитие, как говорится, требует жертв. Также, Philbot использует гулей на позднем этапе для отслеживания очередных экспеншенов врага и жестокого избивания рабочих, если база беззащитна.
Spiders. Думаю, с этими всё ясно – огонь на длинной дистанции и внушительный урон делают свое черное дело. Также, с ними очень удобно крипиться, что часто выпускают из внимания многие игроки.
Destroyers. На поздних стадиях игры, когда у противника существует масса возможностей изничтожить наземную армию нежити (заклинания массового поражения у вражеских героев, тиер3 юниты ближнего боя и т.п.), эти магические механизмы приходят нам на помощь. Для них вражеские заклинания не помеха, а возможность заниматься манопийством у своих и атаковать сплэшем, позволяет им убивать внушительную противовоздушную армию врага (юнитов земля-воздух, виверн и т.п.).
Abominations. Они в этой тактике используются редко и строго по назначению – для борьбы с традиционно «антипаучьими» юнитами – гигантами и спелл брекерами. С тауренами, рыцарями и мишками с успехом справятся и Destroyer’ы, так что нужды привлекать абомов и в этом случае особой нет.
На остальных юнитов особого внимания обращать не будем – и так всё понятно. Статуи должны быть всегда, кастеры нам в этой тактике не нужны, ну а вирмов можно использовать в случае ресурсных излишков (а таковые случаются крайне редко).
Порядок постройки
Не буду утомлять публику progamer.ru очередным дотошным изложением по пунктам, какой крестьянин что должен делать, и на какой секунде нам возвести второй зиггурат. Всем и так всё ясно, что именно и как строить, если мы развиваемся в пауков. Вы можете спросить, зачем же я тогда назвал этот «параграф» «Порядок постройки»? Объясню: хоть всем и так всё известно, однако, хочу остановиться на некоторых моментах, которые использует rS.Philbot в своих играх. 1) В опасных ситуациях, Philbot не скупится на возведение защитных сооружений. Одна башня неруба и один апгрейженный зиггурат для него чуть ли не стандарт во всех играх. При необычных тактиках ваших войск может и не хватить для того, чтобы отбить серьезный накат. Тут есть и ещё два повода построить защиту. Во-первых, пауки и герой появляются довольно поздно, и существует опасность раша или застройки – башни вам помогут отбить их. Во-вторых, не забывайте, что нашей целью все-таки является развитие, требующее много ресурсов. Для того, чтобы построить армию требуются не только ресурсы, но и время. Чтобы провести это время в относительном спокойствии и мирно «встретить старость», нам и нужны одна-две башни на базе. Также, Philbot не стесняется возводить линии Маннергейма на своих экспах – к чему зря рисковать или нервничать всякий раз, когда противник отправляет вам в гости пару невидимых волков, дабы передать привет от ФарСира? Нежить по статусу своему раса недружелюбная и назойливых гостей предпочитает встречать во всеоружии. 2) Экспаншн ставится по ситуации. Обычно, вторую ресурсную базу Philbot возводит тогда, когда он ослабил противника, но собственной армии недостаточно, чтобы добить его. Либо, разумеется, экспеншн возводится тогда, когда ресурсы на главной базе подходят к концу. В остальных случаях он предпочитает не давать сопернику свободно вздохнуть и вкладывает все ресурсы в производство новых юнитов и апгрейдов к ним. 3) В начале игры апгрейд главного здания обычно закладывается после третьего паука – развитие это, бесспорно, хорошо, но иметь в начале игры нормальную армию для крипа или харраса куда важнее. 4) После первого апгрейда главного здания порядок постройки целиком зависит от ситуации. Если есть шанс дожать противника пауками, и у врага нет ничего, достойно эту тактику контрящего, то продолжается давление. Обязательно ставится бойня для производства статуй и, возможно, второй барак (например, против орка, не развившегося до тауренов и магов). Во всех остальных случаях закладывается второй апгрейд главного здания и строятся две бойни, в которых, по ситуации, производятся статуи или абомы (на тиер3).
Микроменеджмент
Не пугайтесь громоздкого нерусского слова, под ним в официальной прессе (а именно в игровых журналах) подразумевают то, что мы с вами обычно называем микроконтролем. В чем именно состоит специфика микро в этой тактике? В том, что вам нельзя в принципе пустить на самотек процесс битвы хотя бы на секунду – каждый юнит должен четко знать свое место и предназначение. Пауки и герои обязаны бить только сфокусированным огнем, иначе противник легко будет спасать поражаемых юнитов. Старайтесь кидать нову не просто абы как, а в тот момент, когда у противника нет никаких шансов отвести бойца, находящегося под обстрелом. Не забывайте про Death Knight’а – его враг будет стараться убить в первую очередь. На него вам придется тратить примерно треть ваших кликов во время боя, кидая коил точно в цель и мгновенно отступая. Помните, потеря главного героя в этой тактике может обернуться для вас обидным поражением. Используйте закапывание для своих пауков. Многие известные игроки часто игнорируют эту полезную возможность, стараясь просто отводить в тыл своих пауков, и уже там лечить их. Увы, далеко не всегда, даже обладая безупречным контролем, паука можно отвести и закапывание для него будет настоящим спасением. Главное, своевременно выкапывать их и вновь вводить в бой, ведь это ваша ударная сила. Если армия противника велика, не старайтесь вести битву в чистом поле – пользуйтесь тактикой hit&run. Учитывая ударную мощь андедовских заклинаний, а также скорость улепетывания армии под аурой Рыцаря Смерти, вы сможете легко отступать, уменьшая вражескую армию по юниту. Классическая иллюстрация данной ситуация – борьба с орковской тактикой mass wyverns. У виверн радиус атаки меньше, чем у пауков, и воевать с ними лучше постоянно отступая. По ближайшему виверну фокусируете огонь пауков и заклинаний и отходите ещё дальше назад. И так повторяем несколько раз, до уменьшения армии врага до нужного вам размера.
Этими стандартными приемами не ограничивается Philbot. В своих играх он активно использует посох телепортации. Обычно, это необходимо ему для двух вещей: во-первых, для мгновенного перемещения харрасящего Death Knight’а к собственной крипящейся армии, и, во-вторых, для побега от харассящих героев противника в начале игры. К примеру, если Demon Hunter пришел с целью не дать нам прокачаться во что бы то ни стало, мы разделяем армию. Эльфийский герой будет гоняться за Рыцарем Смерти, а тот, в свою очередь, мгновенно улизнет к своей армии и продолжит крипинг. Итогом будет время, потерянное эльфом в бесполезном харрасе.
Нежить против Альянса
Развитие происходит по стандартной схеме. Сочетание крипинга и харраса по ситуации. Должен заметить, что очень сложно нападать на хумана, у которого начальная армия состоит преимущественно из футменов со щитом. Как действовать в такой ситуации? Прокачивать героев. Death Knight 3го уровня и Лич будут легко пробивать этот защитный барьер, к тому же, будет шанс убить вражеских героев. Поэтому против хумана харрас актуален лишь на начальной стадии, когда футменам ещё не исследован щит. Когда же пехотинцы экипируются этим грозным оружием, вам лучше сосредоточить свое внимание на крипинге. При достижении заветного 3го уровня Рыцарем Смерти, стоит провести разведку боем – вам не составит труда уничтожить парочку незадачливых вражеских юнитов. На позднем этапе для победы потребуются Destroyers и Abominations. Разумеется, будет лучше, если к этому времени у вас появится экспеншн, хотя, в некоторых случаях можно обойтись и без него. У Альянса есть два стандартных возражения на эту тактику, рассмотрим их.
1. Архимаг, Горный Король, Паладин. Рыцари, брекеры, райфлмены, маги.
Обычно хуманы пытаются реагировать на пауков именно таким образом – ведь брекеры служат идеальным щитом против пауков – стрелковый урон им почти не страшен, ну а уж о заклинаниях и речи нет. Однако, это именно тот случай, когда «не всё то золото, что блестит». Такая стандартная армия крайне уязвима к войску нежити, состоящем из абомов, дестров и пауков. Причем, ваши герои, пауки и дестры способны в считанные секунды уничтожить героев Альянса. Именно так и проиграл наш Кара, никак не ожидавший такого расклада – неожиданный хирокилл и мясной щит из абомов сделали свое черное дело.
2. Архимаг, Горный Король, Паладин. Футмены, хавки, грифоны.
Куда более опасная тактика, особенно, если её подпитывают несколько экспеншенов хумана (такое легко осуществимо, например, на карте Lost Temple). Разумеется, такое развитие хуманы обычно связывают с тактикой быстрой второй базы. Дело в том, что пауками и Рыцарем Смерти очень сложно уничтожить фаст эксп, и они вынуждены лишь развиваться до Destroyers, надеясь поймать момент и атаковать Альянс до того, как у него появится много воздушных юнитов. Какой можно здесь дать совет? Старайтесь нападать как можно раньше, при появлении первых дестров, тогда, в сочетании с пауками, они ещё способны уничтожить вражеских хавок. Параллельно нападите двумя-тремя гулями на одну из ресурсных баз врага (если там установлены башни, то, разумеется, лучше атаковать дестрами). Нагу в этой тактике брать, по-видимому, бесполезно, особенно, если противник уже сильно развился. Но, надо признать, что на чисто хумановских картах (вроде Lost Temple) лучше не экспериментировать и если Альянс может легко поставить быстрый экспеншн и захватить всю карту, то следует обратиться к проверенным схемам и играть через ghouls&destros.
Нежить против эльфа
Эльф куда более уязвим к стрелковому урону, нежели Альянс. Хантресс, дриады, талоны гибнут мгновенно от огня пауков, а у лучниц очень мало хитпоинтов, чтобы устоять против заклинаний андеда. Здесь нюансов будет меньше, делайте ставку на хирокилл и старайтесь не терять Рыцаря Смерти. Рассмотрим лишь наиболее опасные тактики Ночных эльфов, с остальными же вы сможете разобраться, посмотрев подборку реплеев rS.Philbot’а.
1. Demon Hunter, Warden. Гиганты, дриады, лучницы.
События могут развиваться в двух руслах – либо противник делает ставку на стрелков и заклинания героев, а гиганты выступают в качестве танков, либо эльф строит много гигантов в ущерб остальной армии. Первый вариант не столь опасен – не трогая гигантов разберитесь с героями (которым очень сложно уйти от фокуса нежити), а потом со стрелками. Если противник спасет героев (что весьма вероятно), уничтожьте дриад и лучниц – это будет не так сложно. Когда герои эльфов выключены из игры, убежав лечиться, убить оставшуюся армию не составит труда. Второй вариант намного опаснее. Гиганты не только практически неуязвимы к огню пауков и андедовским заклинаниям, но и постоянно вносят сумятицу своими окриками. Да и урон их против пауков весьма велик. Если противник избрал тактику mass giants, старайтесь ставить как можно больше экспеншенов и переходить на абомов. Оставшимися пауками и героями отлавливайте вражеских героев – долго они против вашего тандема не протянут, даже с бутылками антимэджика.
2. Demon Hunter, Warden. Медведи, лучницы, дриады.
Несмотря на грозный вид, тактика эта не столь опасна, как предыдущая. Медведи уязвимы к Дестройерам, и именно их вы должны строить, обнаружив уход противника в мишек. Далее, всё будет зависеть от вашего умения микро – своевременный отвод пауков и дестров, сфокусированный огонь и т.п. На мой взгляд, лучше сперва уничтожать мишек, а уж потом трогать вражеских героев, так как косолапые наносят высокий урон, а убить их куда проще, чем того же Demon Hunter’а.
Остановимся лишь на этих двух тактиках эльфов – остальные либо не имеют самостоятельного значения, либо не столько страшны. Почему в качестве первого героя у эльфов я выбрал для рассмотрения Demon Hunter’а? Связано это с тем, что, на мой взгляд, против нашей тактики именно он наиболее опасен. Сила андеда здесь в героях, и без маны играть не так уж и просто. Популярные Beast Master и Fire Lord легко контрятся хирокиллом, чего не скажешь о Demon Hunter’е. Keeper, останавливающий пауков, проигнорирован мною по той же причине. Моей целью было дать лишь первоначальный обзор этой тактики, а не анализировать все возможные варианты – для этого существуете вы и battle.net, пространства для тестирования в котором хоть отбавляй. И, конечно, перед тем как заняться претворением тактики в жизнь, лучше ознакомиться с реплей паком автора этой тактики, который вы можете скачать по ссылке, данной в конце статьи.
Против орка и нежити rS.Philbot предпочитает использовать Crypt Lord’а в качестве основного героя. Стиль игры при этом сильно меняется – уже нет сумасшедшего микро с хирокиллом и телепортацией Рыцаря Смерти с двумя хитпоинтами. Однако, на мой взгляд, тактика с DK вполне работает и здесь – против нежити он пригодится для лечения дестров и пауков, против орков тандем Death Knight, Liche, Naga тоже хорошо работает, особенно если зеленокожие используют mass wyverns.
Как я уже отметил, целью статьи не являлось подробное изложение всех деталей тактики, это скорее лишь ознакомительный обзор, идеей которого было познакомить читателя с новой звездой Варкрафта rS.Philbot’ом и напомнить, что андед это не только ghouls&destros. Всё остальное – в ваших руках. Удачи на полях сражений! |