Начиная со второй части статьи, мы будем рассматривать тактики игры в режиме Free For All за каждую из рас. Сегодня мы поговорим об орках, расе, казалось бы специально созданной для крупномасштабных сражений. Во-первых, герои орков сильно сбалансированы - вы сможете использовать их и как героев поддержки для вашей армии (Таурен (далее ТС)), как соло-бойцов (БлейдМастер (далее BM)) и как орудия массового поражения (ФарСир (далее FS), TC). Во-вторых, маги орков лучше своих аналогов у других рас способны поддержать свою армию. В-третьих, у орков есть таурены – лучшие наземные юниты в игре. В-четвертых, орковские башни наиболее эффективны среди всех защитных сооружений (большая кучность постройки, высокая скорость атаки). Положительные моменты мы обсудили, теперь стоит взглянуть и на темную сторону Луны. На какие недостатки при игре за орков вам следует обратить внимание в первую очередь? Во-первых, это тактика массового воздушного доминирования – орки весьма уязвимы к мощным «бомбардировщикам», таким как химеры, вирмы и грифоны. Вы спросите, а как же мощное сочетание бэтов, виверн и шаманов? Мы поговорим об этом в дальнейшем, а пока примите это как аксиому – наибольшая опасность вам грозит именно с воздуха. Вторую опасность таят в себе другие орки :).
Теперь перейдем уже к рассмотрению конкретных тактик, так как общие моменты уже были изложены в первой части статьи, останавливаться на них нет резона.
Герои Поговорим немного о каждом из героев в отдельности. При этом я постараюсь описать не только классических орковских персонажей, но и обсудить некоторых героев из таверны, пользующихся наибольшим спросом среди игроков-орков в Free For All.
Фарсир. Без сомнения, самый популярный герой зеленокожих в одиночной игре. Здесь же его полезность часто оспаривается. Почему этот герой так популярен в соло? Он не обязывает вас в выборе какой-то конкретной тактики сразу, вы можете с ним одинаково и крипиться и харрасить противника, он быстр и силен уже на первом уровне (в то время как Таурену ещё нужно раскачаться). Цепная молния отлично работает против малохитовых юнитов, а волки мгновенно убивают рабочих на поздних этапах игры, вынуждая противника строить несколько башен на экспах. Как же обстоят дела в Free For All? ФарСир обеспечит вам неплохой крипинг, но, другие герои в этом амплуа здесь смотрятся ничуть не хуже. Цепная молния не будет уже столь эффективной, из-за упитанности представителей вражеской армии (маловероятно, что на поздних этапах с вами будут воевать гулями, в соло же такое сплошь и рядом встречается), а харрасить вражеские экспы волками практически бесполезно – их будут охранять башни. Однако этот герой все равно остается нередким гостем Free For All баталий – удобный старт, разведка волками и ультимейт спелл, разрушающий вражеские бастионы из башен в секунды, вполне оправдывает появление этого героя главным в игре.
Таурен. Если присутствие остальных героев в вашей армии ещё можно оспорить, сделав выбор в пользу того или иного персонажа, то с этим вопрос ясен сразу – must have! Его аура, фактически, самая лучшая из боевых в игре, обеспечит вам ещё и быстрое передвижение по карте. Неясным остается лишь один вопрос – выбрать топот или волну в качестве основного заклинания. Волна хорошо работает против малохитовых и среднехитовых юнитов, а их, вероятно, вы встретите не так уж и много на поздней стадии игры. Топот же позволит вам выгадать несколько секунд, во время которых ваше воинство будет бить беззащитную армию врага – урон здесь получится несравненно выше. К тому же, топот идеально сочетается с Блейдмастером – стандартная комбинация – топот, сфокусированный огонь с участием BM и вражеский герой отправляется в алтарь. При необходимости повторить.
Shadow Hunter. Ещё один необходимый представитель вашей армии. В чем же его такая неоспоримая полезность? Фактически, лишь в одном заклинании – хексе. С его помощью мы будем отменять использование некоторые опасных ультимейтов (StarFall и т.д.) – на поздних стадиях это очень серьезная проблема. О том, что хекс очень полезен при применении на мощных юнитах вроде химер и тауренов, думаю, говорить не стоит. Вторым заклинанием берем лечение – мгновенное восстановление здоровья героев, по которым враг сфокусировал свой огонь, будет нам очень полезным. Его ультимейт спелл тоже куда лучше своей репутации – только применять это заклинание нужно грамотно. Во-первых, закупите как можно больше медалек жизни вашему SH, чтобы он дольше продержался, атакованный всеми силами врага, во-вторых, постарайтесь расположить его позади своей армии, чтобы противнику пришлось лезть сквозь ваши ряды, чтобы нанести SH хоть какой-то урон. И все же, должен заметить, ставку на это заклинание делать не стоит – у противника, скорее всего, найдется герой, который сможет подавить ваш ультимейт одним своим заклинанием (Сон у Вампира, Молоток у Гнома и т.д.).
БлейдМастер. Лучший, вне всякого сомнения, соло-боец в игре. Так как предметов в Free For All у вас будет куда больше, чем в соло (за счет большего количества монстров и наличия рынков), то и экипировать вы его сможете соответственно – приветствуются вещи на +ловкость и +урон и перчатки скорости, что солидно увеличит наносимые им повреждения. Если вы выберете этого героя, то применять его лучше всего стоит для убийства либо вражеских героев или мощных воздушных юнитов. Также, он великолепен в набегах на вражеские нычки – башни ему, фактически, нипочем (копии отвлекут огонь на себя), а его ультимейт уничтожит крестьян в секунды. Не забывайте купить посох телепортации – все-таки BM не столь неуязвим, как кажется. Интересен и следующий прием атаки, особенно актуальный в случае, когда против вас остался лишь один игрок. Сделайте вид, что атакуете одну из баз врага – противник сразу же телепортируется туда. Вы всей оравой начнете отступать, а в это время БМ, уже дежуривший рядом с одним из экспов врага, целиком его зачистит. Прием повторяется до тех пор, пока противник не лишится всех экспов (стоит этот финт использовать лишь тогда, когда лобовая атака вам явно ничего не даст и необходимо экономическое доминирование для победы).
Панда. Самый популярный из нейтральных героев, используемых в Free For All. Отлично подходит против больших толп, также его огненное дыхание вместе с волной ТС легко уничтожит защитные сооружения противника. В использовании и раскачке прост – кидаем все очки на его заклинания и используем эти спеллы на вражеских ордах – эффект не заставит себя ждать.
Dark Ranger. Герой, обладающий рядом достоинств для Free For All. Во-первых, обеспечивает быструю раскачку – скелеты будут прикрытием вашей армии и вы на довольно раннем этапе сможете атаковать мощных крипов. Во-вторых, заклинание «тишина» нейтрализует вражеских кастеров и героев на некоторое время. Учитывая тот факт, что у орков нет нормального диспелла, «тишина» вам сильно поможет. Последнее его заклинание – захват, позволит вам не только переманивать крупных юнитов вроде вирмов, но и превышать лимит 100, что может быть весьма актуальным. Очень быстрая перезарядка ультимейта DR позволит вам в некоторых битвах использовать его дважды на поле боя. Также этого героя можно использовать для нейтрализации опасных ультимейтов врага вместо SH. Резюмируем вышесказанное: в большинстве тактик вам придется включать в вашу армию ТС и SH, поэтому героя на оставшуюся позицию придется подбирать тщательно, в зависимости от особенностей карты и рас, выпавших вам в соперники игроков.
Тактики Перед тем, как приступить к описанию тактик и юнитов, в них использованных, оговорюсь, что о грантах упоминать не буду. И так понятно, что они должны присутствовать в вашей армии для обеспечения нормального крипинга. В дальнейшем же их стоит заменить на тауренов – куда более мощный вариант melee бойцов.
Второе замечание перед описанием тактик – я не буду подробно и в деталях излагать, как и что чем контрить, я просто буду рассказывать об особенностях той или иной тактики, в каких случаях она смотрится лучше, в каких не очень. Остальное – дело техники и практики.
Таурен, Shadow Hunter, Панда; таурены, тролли, доктора, шаманы, спирит волкеры, бэтрайдеры, виверны.
Тактика, разработанная русским игроком es4x.Incin’ом, более известным как PeaceDoorBall – некогда отличным соло-орком, известным своими великолепными достижениями на турнирах, проходящих в зауральских областях России. Долгое время он занимал первую позицию в европейском FFA лэддере. Должен заметить, что эту же тактику успешно использовал и ещё один знаменитый российский ФФА-орк – TPEnAHATOP.
На первый взгляд, такое обилие юнитов может вызвать недоумение – как всем этим управлять и для чего вообще нужно такое противоречивое сочетание юнитов (тролли и виверны вместе плохо смотрятся). Поспешу вас успокоить – ничего страшного в этом нет, мы вряд ли будем использовать всю эту орду. В зависимости от действий соперников придется делать ставку на тех или иных юнитов. В начале игры барак строится раньше алтаря, так как для крипинга Таурену необходима поддержка одного-двух грантов. Впоследствии, число грантов стоит довести до четырех-шести, а дальше переключиться на троллей. Экспеншен здесь ставится позднее обычного – примерно, после постройки tier3. Делается это для того, чтобы как можно быстрее развиться до магов и тауренов и доминировать на карте (при случае, уничтожить ближайшего оппонента). Так как у врага ещё не будет достаточного количества мощных «бомбардировщиков» (а с остальными вы справитесь комбинацией герои+тролли), вы можете смело атаковать самого неприятного врага – противопоставить что-либо он все равно вам не в силах. По земле с орком бороться невозможно, тем более при лучшем «техническом» оснащении зеленокожих, а слабых воздушных юнитов (хавки, горгульи, гиппорейдеры и т.д.) будут уничтожены Пандой и троллями. После того, как вы устанавливаете некоторое доминирование на карте (уничтожив одного из противников, вы получите много опыта героям – вряд ли остальные враги смогут добраться до 6го уровня), начинайте активно ставить базы, не забывая при этом защищать их солидным количеством башен. Так как ресурсов у вас накоплено меньше (враги, скорее всего, установили экспеншены гораздо раньше), то защищаться от первых нападений вам придется именно таким способом. Постарайтесь не строить базы вслепую, а предварительно разведав местность и прикинув, на каких именно рудниках меньшая вероятность быть атакованным со стороны врага. Когда план, описанный выше, будет претворен в жизнь, ставьте три-четыре бестиария и, в зависимости от тактики оставшихся врагов, ставьте на конвейер производство виверн и бэтов. За счет тауренов и героев мы выдержим удар по земле, бэты же прикроют воздух. Только помните, это не соло, и бэтов нам потребуется немало – в зависимости от действий противника число наших мышек может доходить до 15. Больше их строить резона все-таки нет, ибо противник может резко переключиться на постройку наземных юнитов и вы окажетесь у разбитого корыта. Старайтесь не только проводить постоянную разведку («глаза» докторов должны быть по всей карте), но и грамотно использовать полученные данные. Если ваша армия удачно подобрана против одного из оставшихся игроков – смело нападайте. Уничтожив его, подбирайте армию против другого. Существует и ещё одна опасность со стороны врага, кроме массированного воздуха. Она может прийти от орка, ушедшего в тауренов с поддержкой магов. С этим вам будет трудно справиться даже если уровни ваших героев намного выше. Вам просто необходимо быть всегда настороже и отслеживать таких орков. Лучшей контрстратегией здесь будут либо масс виверны под бладластом, либо те же таурены. Отслеживание тактик врага и мгновенная реакция на самые опасные тактики – это основное правило в Free For All, одинаково актуальное для любой, выбранной вами стратегии.
Резюме: тактика идеально подходит для игры на больших картах. Часто бывает, что игроки отреспавнились по двое с каждой стороны карты – тогда эффективность выбранной вами стратегии сильно возрастает. Вам будет несложно уничтожить ближайшего противника за счет перевеса в развитии – вряд ли вы обнаружите у оппонента большие скопление tier3 юнитов, а с остальными легко разберется ваш тандем таурены, тролли и маги. Не беспокойтесь о том, что экспэншены врагов работали, фактически, с самого начала, а ваши базы лишь спустя 10 минут – вы компенсируете это отсутствием потерь в своей армии в первых стычках. В дальнейшем, вы просто захватите ближайшую к вам территорию, накопите ресурсов, проведете необходимые апгрейды (желательно, чтобы у всех они были 3/3) и, отслеживая действия соперников, будете наносить четкие, своевременные удары. Весьма вероятно, что оба соперника обратят на вас свой взор – тогда вам помогут башни, установленные на каждом из экспеншенов. В то время, как вы вступили в битву с одним из соперников, ваши защитные сооружения остудят пыл другого врага и он не захочет лезть на рожон.
Dark Ranger, Таурен, Панда; таурены, тролли, доктора, шаманы, спирит волкеры.
Такая тактика лучше всего подойдет для игры на маленьких картах, где не все герои достигнут шестого уровня, и где настроить большие орды tier3 не получится. Третьего героя можно оставить на ваше усмотрение – им может быть и БлейдМастер, как отличный боец сам по себе. Претендовать на третью позицию в списке героев также может и любой персонаж из таверны. Из классических орковских героев, на мой взгляд, другие на маленьких картах будут не столь актуальны – ФарСир в качестве третьего героя не смотрится, а ShadowHunter вам попросту не нужен. DarkRanger же не только поможет вам легко прокачаться (с ним довольно рано можно атаковать и сильных крипов, которые на мелких картах на вес золота), но и переманивать в свои ряды вражеских юнитов – при ограниченных ресурсах (а на всех мелких картах больше трех баз поставить будет затруднительно, только если вы не отнимите их у врага) этот ультимейт ещё актуальнее. Вероятность массированного воздуха у врага низка – для этого ему стоит потратить все набранные ресурсы, а потеря такой армии у него невосполнима (ещё раз повторюсь, мы рассматриваем эту тактику в качестве основной только для маленьких карт). Тролли же, вместе с вашими героями, легко разберут небольшое количество химер/грифонов/виверн/вирмов. Однако лишняя разведка не помешает, и если вы заметите, что кто-то из врагов, нарушая все разумные принципы, пытается уйти в «бомбардировщиков», либо натравите на него других противников, либо переходите на производство бэтов/виверн. К моменту массированных боевых действий, вам желательно собрать армию из магов, троллей, тауренов лимитом не меньше 80.
Резюме: эта тактика, вероятно, является лучшей за орка при игре на маленьких картах. DarkRanger обеспечит постоянный прирост юнитов, регулярно поставляемых вам врагом, а Таурен усилит армию аурой. Возможно, в этой тактике для ТС стоит взять волну, дабы установить полное наземное господство вкупе с заклинаниями Панды.
ФарСир, Таурен, ShadowHunter; таурены, тролли, доктора, шаманы, спирит волкеры.
Эта тактика весьма популярна на Азероте – без сомнения самом сильном сервере по игре в Free For All. Разработана она неким Invincible Ric’ом, игроком, который долгое время возглавлял u.s.east лэддер в номинации ФФА. Несмотря на то, что по характеру эта тактика напоминает первую из рассмотренных нами, у неё есть и некоторое своеобразие. Остановимся только на отличиях:
* Установить экспэншен с ФарСиром гораздо проще и здесь алтарь закладывается раньше барака. Первый экспэншен можно построить уже в начале игры. Соответственно, вступать в первые серьезные стычки с врагом вы будете позже (так как tier3 появится с запозданием), что немного меняет характер игры.
* Волки, особенно на третьем уровне, становятся отличными разведчиками, сравнимыми по эффективности с тенью нежити. Однако эти разведчики могут ещё и погрызть крестьян. Так как башни на экспэншенах возводятся не сразу, вы можете уловить момент и подпортить вражескую экономику, в частности, волки хороши в разрушении ещё не достроившихся баз.
* В борьбе с вражеским воздухом Invincible Rice почти не использовал бэтов и с успехом обходился троллями и, если требовалось, вивернами. Такой вариант тоже возможен, особенно, если у противника мало юнитов воздух-воздух (гиппогрифов, горгулий, хавок). Тролли, в таком случае, фокусируют свой огонь на антивоздушных юнитах, а виверны убивают «бомбардировщиков». ФарСир здесь весьма полезен, добавляя урон своей молнией.
* ФарСира очень удобно использовать для разрушения вражеских бастионов. Не стоит забывать, что это ФФА, и даже опытные и сильные игроки не брезгают использовать большое количество башен. ФарСир снесет их гораздо быстрее, чем связка Таурен + Панда.
Резюме: эта тактика, на мой взгляд, обладает большей гибкостью и универсальностью, нежели две предыдущие. Ей одинаково легко играть как на больших, так и на маленьких картах. Здесь, также как и в первой тактике, делается ставка скорее на армию, нежели на силу ваших героев (как, к примеру, во втором случае), но помните, эта армия без сильно прокачанных героев может немногое.
БлейдМастер, Таурен, ShadowHunter; бэтрайдеры.
Тоже довольно популярная тактика, однако, многие серьезные игроки считают зазорным её использование. Это вполне объяснимо – здесь делается ставка не на уровень игры и микроконтроля, а, скорее на удачу и обстоятельства. К тому же, игровой процесс тут заметно скучнее, чем при обычных вариантах развития. Суть тактики проста – БлэйдМастер занимается либо соло-крипингом, либо харрасит ближайшего врага. На вашей главной базе и на экспэншене устанавливается внушительное количество башен (тут все-таки следует помнить – башни будут сдерживать натиск до тех пор, пока соперников несколько и они будут бояться потерять юнитов просто так; на поздних стадиях враги легко расправятся с башнями «бомбардировщиками» и героями). Далее возводятся три-четыре бестиария и штампуются бэты. Потом следует налет на противника, обычно ближайшего. Основная цель – таунхоллы, так вы лишите противника ресурсов. Желательно не атаковать всех подряд, чтобы не вызвать справедливый гнев нескольких врагов, а лишь наименее подготовленного оппонента (степень подготовки вражеской базы к отражению удара предварительно проверяется невидимым БлейдМастером). Когда ближайший враг экономически обезоружен, настает время для массированной атаки на него тщательно подобранной армией. Тут уж вам не составит труда набрать должное количество тауренов и магов (воздушное доминирование вам обеспечат бэты). После этого, вы захватываете вражеские позиции и готовите следующую атаку. Резюмируя рассказ об этой тактике, рассмотрим её достоинства и недостатки.
Достоинства: вы сможете легко нейтрализовать ближайшего к вам врага, тем самым захватить большую часть территории и немного прокачать героев. В середине игры (а именно на этот период назначена массированная атака на выбранного оппонента) редко какой игрок может основательно подготовиться к подобному натиску – ни башни, ни воздух от бэтрайдеров не спасут.
Недостатки: вы можете разозлить противников такими наглыми наскоками, и они просто объединятся друг с другом, и будут атаковать до вашей полной капитуляции, поэтому старайтесь не злить всех игроков сразу. Если вы будете убивать врагов по одному, то у вас будет шанс избежать такого к себе отношения – другие противники вряд ли придут на помощь к атакованному вами игроку, у них полно и своих проблем, а выход из игры одного из конкурентов для них даже выгоден. К тому же, не каждый захочет иметь дело с вашими башнями. Старайтесь как можно быстрее переключиться на юнитов посерьезнее. Помните, одними бэтами победить нельзя.
ФарСир, Таурен, ShadowHunter; виверны, шаманы.
Тактика, разработанная orc-FFA – одним из известнейших игроков Азерота, на данный момент занимающий восьмую позицию в этом лэддере. Она немного отличается от тактик, рассмотренных выше.
Рассмотрим эти отличия: * Барак не возводится вообще, делается ставка на быстрый апгрейд главного здания. На базе ставится несколько вышек. ФарСир занимается соло-крипингом.
* Вскоре, на помощь ФарСиру приходит Таурен. К этому моменту все зеленые крипы переведены на опыт и атакуются монстры, помеченные на карте оранжевым цветом. На базе возводятся два бестиария.
* Строится экспеншен на ближайшем золотом прииске. Начинается массовое производство виверн с параллельным развитием в tier3 (накопленных ресурсов должно хватить).
* Производится разведка волками. Весьма вероятно, что один из противников не готов отразить столь раннюю атаку вивернами – атакуем его.
* После проведенного апгрейда на tier3 определяется дальнейший план игры. Обычно у вас два варианта развития – либо добавляем в войско шаманов, находим и уничтожаем противника, уязвимого к нашей армии (шаманы и виверны грозная сила, а появятся у вас они рано – вряд ли у врага будет достаточное количество дестроеров, хавок или других юнитов, способных потягаться с такой армией), либо переходим к постройке тауренов и докторов.
Виверны вошли в моду в ФФА не так давно. Дело в том, что время их господства на карте – это середина игры, после этого, без солидной поддержки, они легко уничтожатся врагом – слишком много у них уязвимостей. Однако, грамотное их использование (например, как в описанной тактике) обеспечит вам господство и контроль над половиной карты а самих виверн вы сможете заменить на что-нибудь другое в дальнейшем.
На этом мы заканчиваем рассказ об орках в Free For All. Мы рассмотрели не все возможные варианты, ибо и так объем статьи немаленький, однако же основные и самые популярные тактики не выпали из нашего внимания. |