Твой главный противник, твой самый сильный оппонент - это ты сам. Если я задам тебе вопрос: Что ты считаешь главной составляющей победы в игре, или за счет чего один игрок сильнее другого? Кто-то ответит конкретно - "микро" или "практика", кто-то скажет расплывчато - "скилл" или "опыт". Да-да, все это в той или иной мере формирует игрока и его уровень игры, однако меньшинство ответивших упомянет "психология игры", и то, упомянув, не придаст слову значения. А ведь этот фактор способен поджать под себя все вышеперечисленные, один лишь фактор, как никакой другой, способен кардинально влиять на другие, способен при определенных условиях из Gosu сделать Noob`а, или наоборот - способен стать причиной победы того, от которого ее никто не ждал. Психология может менять результат игры в корне. Психология - один из важнейших факторов. Я тебе это постараюсь показать. Вдумайся в то, что я написал ниже ...
Познание и совершенствование такого фактора как психология требует осознание и отработку ряда описанных мною моментов. Возможно, тебе придется прочитать текст ни один раз, возможно тебе это будет полезно, возможно хоть чуть, но ты повысишь свой уровень игры, ведь это и является моей целью при написании статьи. Итак, начнем.
Перед началом матча ты должен осознать его важность. Если победа в нем более, чем необходима, ты должен отречься на время матча от всех насущных жизненных проблем, ты обязан думать лишь об игре, сконцентрируйся, проникнись ею. Ты должен войти на полчаса в другой мир, оставив в том мире заботы и мысли обо всем, что не касается игры, а потом вернуться в него - но уже после победы. Однако этого недостаточно, т.к. в игровом мире также есть свои законы, есть свои проблемы, с которыми надо бороться. Я опишу тебе ряд сложных психологических ситуаций, из которых постараюсь помочь найти выход. Начну с самого начала матча, а точнее его преддверия.
1. Знакомство Ты по-разному отреагируешь на информацию о сопернике - на его ник, страну, количество побед и т.п. - так уж устроено человеческое мышление - уникально воспринимать каждого отдельного человека. Но тебе необходимо максимально отстраниться от субъективного личностного восприятия, во имя победы. Приведу небольшой пример или совет, позволяющий уменьшить влияние психологического фактора, точнее уменьшить отрицательное его влияние в этом случае. Этот простой совет многие проигнорируют. И все же: в начале матча не смотри /stats противника, т.к. попавшийся тебе 130-22 заставить дрожать твои коленки и тяжело дышать, а без данной информации вероятность обыгрыша этого соперника повысится в несколько раз, т.к. будешь играть в свою силу. Для большей доли психологической устойчивости, при появлении загрузочного меню можешь закрыть рукой LVL противника, узнав лишь его расу. Попробуй провести эксперимент - сыграть таким образом игр 10, твой результат улучшится по сравнению с предыдущими успехами. И ты поймешь, какой значительный фактор - психология.
2. Введение Рассмотрю неигровой момент, который может повлиять на исход матча. Он обозначается в первые минуты игры и заключается в оказании давления на тебя оппонентом с помощью так называемых словесных форм психологического воздействия. Если ты серьезно относишься к матчу и желаешь лишь победы, просто пожелай "GL" и напиши /ignore, либо не пытайся отвечать на фразы оппонента, а тем более вникать в них. В ином случае это здорово отвлечет тебя от игры, ты перестанешь думать о цели и о build order`е, а будешь мыслить над тем, как ответить на вопросы противника. Еще один способ словесного воздействия - это фразы в стиле "oh man i`am n00b". Эти слова, полученные от врага, могут стоить тебе матча, если ты придашь им значение, а также другие подобные выражения, такие как "I like to go many many frost wyrms". 90%, что игрок, сказавший это, играет очень хорошо, и уж точно не пойдет в wyrm`ов.
3. Фундамент В начале игры необходимо иметь цель и представлять ее, стремиться к ее осуществлению. Когда нет четкой цели, ты не сосредоточен и рассеян, ты начинаешь метаться и паниковать в определенных ситуациях, ты начинаешь думать походу матча о конечной цели, что отвлекает время и внимание от мыслей о конкретных целях. Иными словами, необходимо иметь общее представление о том, на что идешь. Далее, уже в зависимости от действий и юнитов соперника, варьировать достижение этой цели использованием необходимой тактики. Grubby говорит: "Когда заказываю первого пеона, я представляю картину - Tauren Chieftain, убивающий shockwave`ом волшебниц+"
4. Осведомленность Осведомленность - значит уверенность, уверенность - значит спокойствие. Одно лишь слово - разведка. Без нее ты будешь на каждом крипе бояться и надеяться, что оппонент тебя не подловит. Страх порождает нестабильность и нервозность, что в свою очередь ведет к сдаче матча, а это недопустимо. Разведка же вдвойне положительно влияет на твою психологию. Во-первых, ты ликвидируешь подсознательный страх поимки на creeping`е, зная местонахождение оппонента. Во-вторых, ты можешь сам осуществить удачное действие против врага, что придаст тебе дополнительной устойчивости.
5. Первое впечатление Помни, внешний вид не всегда соответствует качественному содержанию. Пример впечатлительности - это ранний Human tower rush (расу Human я взял спонтанно, таких примеров для любой расы достаточно). При удачной постройке пары башен недалеко от твоего центра и трех еще строящихся у тебя начинают возникать мысли проигрыша - неправильное рассуждение в большинстве случаев, т.к. основано на поверхностном впечатлении. Ты не задумываешься о том, что при правильных действиях эта игра выиграна тобой, ты переворачиваешь все с ног на голову! Наличие такого количества боевых структур удручает тебя. Что при таком раскладе думает хладнокровный, рассудительный игрок? Он задумывается над тем, что за этой горой пушек у врага ровным счетом нет ничего! Разве может быть что-нибудь проще - убить пушки и ты победитель? В таких ситуациях вспоминай правило: в Warcraft`е, как и в жизни, на каждое действие есть равносильное противодействие. Выход есть всегда - научись его находить, научись рассуждать, избегая паники и впечатлительности.
6. Борись до конца Пункт, несколько сходный с предыдущим, однако здесь ты сталкиваешься с ситуацией, когда не преувеличиваешь силы противника своим впечатлением (пункт 5), а встречаешься с действительно превосходящей армией. В этом случае ищи решения проблемы, а не обрекай себя. Приведу пример из игры Grubby. Увидев большое количество destroyer`ов и не имея в армии ничего кроме нескольких raider`ов и команды grunt`ов, я не исключаю, что нажал бы "Alt+q+q". Grubby в данной ситуации поочередно кидает сеть на destroyer`ов и, не вступая в битву, дабы выиграть время, отходит под норы и держится там. В это время из двух зданий строятся bat rider`ы. В конечном итоге он одерживает победу. Осознай то, что каждый игрок не идеален, и даже столкнувшись с тем, к чему не подготовлен, ты можешь выровнять ситуацию - ведь твой оппонент такой же человек как и ты, он также способен совершать ошибки. Не сдавайся, у тебя всегда есть шанс выиграть.
7. Не вступай в битву, в которой не сможешь победить! Не раз повторяю себе это правило, никогда его не придерживаюсь и все время жалею об этом. Я говорю о ситуациях, когда битва складывается не в твою пользу или когда ты не вступил в нее, но видишь более крупную армию соперника. Да, ты должен смириться с отступлением, для многих это значит шагнуть через себя ("+как так, я отступлю, значит я слабак?!"). Однако это отступление ТОГО СТОИТ, за счет отступления в этой битве ты выиграешь матч, иначе все будет совсем наоборот.
8. Не поддавайся соблазнам Приучи себя отказываться от некоторых мелких целей, оставлять их незавершенными. Опять таки этот пункт, как и остальные, могут идти в разногласие с особенностями и желаниями игрока как личности. Но в этом то и дело - необходимо перешагнуть через себя в частных моментах, чтобы выиграть глобальный момент - в твоем случае это матч. В разгаре битвы ты задался целью убить Героя или добить убегающий раненый юнит: "+ну-ну, он уже красный, вот еще - ну чуть-чуть!" В итоге все твои wyvern`ы, кружащие над fiend`ами за ghoul`ем, превращаются в банальную надпись "gg". Ты хочешь удовлетворить свое желание, боишься одновременно с этим разочарования от незавершенного дела (недобитый юнит)+ стоп! Переступи через это. Твое желание будет стоить тебе матча. Мы задумываемся об этом только после битвы, и потом быстро забываем об этом.
9. Смелость, не требующая риска Представь ситуацию: ты отступил из битвы, знаешь в то же время, что враг обладает более мощной армией. Твои действия заключаются в отсидке на базе в ожидании подкреплений. Страх быть уничтоженным превосходящей армией заставляет тебя поступать именно так. Альтернативное решение, очевидно более выгодное: не сидишь на месте, тут же идешь по следам оппонента, ловишь его на creep`ах, иначе он безнаказанно будет добывать опыт, думая, что ты сидишь на базе - обломай его мысли. Помни - меньшая армия сильнее большей, если застает ее врасплох. В конце концов, вариант безрисковый, ведь тебе ничего не стоит вернуться обратно - отступить еще раз. Психологическая устойчивость в этом случае возникает при повторении данного приема несколько раз.
10. Не расслабляться до конца матча! Собственно, этой фразой все сказано. Убежден, что у каждого из Вас был хотя бы один, а скорее всего больше проигрышей из-за расслабления, обоснованного решением того, что победа уже в кармане. Запомните свою ошибку, и больше ее не повторяйте.
11. Стереотипы Запомни правило: НЕ СУЩЕСТВУЕТ НЕУДОБНЫХ РАС для ДРУГИХ РАС. Если игрок-Orc говорит, что не может играть с игроком-Human`ом, это не значит, что Human неудобная раса для Orc`а, она такая же как и все. Просто личные пристрастия игрока-Orc`а заставляют не любить его этот матчап. Разберу этот пункт на моем примере. Я не очень люблю играть с игроком-Undead`ом; причина, как выясняется, в следующем: в этом матчапе Orc`у НЕОБХОДИМО ставить expansion и периодически оборонять его, а это НЕ МОЕ, я не люблю играть от expansion`а в принципе - а приходится. Поэтому ты должен настраиваться на игру против каждой расы одинаково подготовлено, у тебя не должны опускаться руки при виде "нелюбимой" расы, это лишь твой СТЕРЕОТИП - откажись от него, помни - в Warcraft`е степень баланса очень велика.
12. На чужом поле В наибольшем объеме описываемый фактор проявляется при игре на соревновании. Игроки, сумеющие не обращать внимания на окружающую аудиторию, субъективные условия (стулья, столы, температуру), смогут одержать верх над более опытными игроками, но постоянно нервничающими. Я задам тебе вопрос, а ты постарайся на него для себя ответить, не читая следующее предложение. Итак, вопрос: почему Grubby стал чемпионом 2-х подряд чемпионатов Мира (WCG 2004, ESWC 2005)? Ответ ниже на строку. Ответ. Возможно ты скажешь, что он просто сильнейший игрок с лучшим микро и пониманием игры. Согласен, однако откуда такая стабильность? Он выигрывает почти все LAN-чемпионаты. И это при том, что в каждом из них из 32 игроков расу ОРДА представляет наименьшее количество игроков! Т.е. судить о имба-расе смысла НЕТ. Объяснение кроется в следующей фразе самого Grubby: "Я НЕ являюсь сильнейшим игроком, много людей играют на моем уровне. Однако при равной игре я побеждаю за счет концентрации и сосредоточенности, отвлеченности от посторонних мыслей, за счет психологии игры, которую постоянно тренирую". Т.е. при равных условиях микро и мышления проявляется решающий фактор, с помощью которого Grubby остается непревзойденным игроком.
В заключении, сделаю небольшое резюме, составленное из ключевых предложений, произнесенных в этой статье. Причем, заметьте, почти все фразы касаются не только Warcraft`а, они вполне применимы к обыденной жизни: - внешний вид не всегда соответствует качественному содержанию; - на каждое действие есть равносильное противодействие; - выход есть всегда - научись его находить; - не сдавайся - борись до конца; - не поддавайся соблазнам слепо; - необходимо перешагнуть через себя в частных моментах, чтобы выиграть глобальный момент; - меньшая армия сильнее большей, если застает бОльшую врасплох; - не расслабляйся; - откажись от неверных стереотипов. Ну вот вроде и все. Понимаю, что осознать тебе столько информации сразу будет тяжело. Надеюсь, статья была полезной для тебя. Возможно, придется заучить некоторые из перечисленных мной моментов, т.к. если ты этого не сделаешь, то в матче будешь продолжать играть по-прежнему, находясь под властью впечатлений, поверхностных ощущений и подсознательного страха - такие уж мы создания - ЛЮДИ.
Спасибо всем, и особенно тем, кто сумел прочесть до конца Good luck and have a fun! |