Сегодня мы поговорим о нежити – одной из самых необычных рас в Free For All. Особенность используемых «немертвыми» тактик заключается в том, что каждая из них подразумевает свой особый стиль игры, и каждый обязательно подберет себе что-нибудь по вкусу и характеру.
Герои
Нежить отличается большим разнообразием в выборе героев, нежели орки, причем подборка персонажей будет определять тактику вашей дальнейшей игры.
Death Knight. Самый популярный герой в соло и здесь остается главным фаворитом. И это вполне закономерно – в ФФА задействованы самые мощные юниты и лечение будет весьма кстати. С крипингом у этого героя проблем нет, и он в начале игры равно хорошо себя чувствует и с пауками и с гулями. Он не обязывает вас выбирать конкретную тактику и оставляет свободу выбора, в общем, универсальный персонаж.
Dread Lord. Ценнейший герой для Free For All баталий. В его активе два мощных заклинания и здесь, в отличие от соло игр, маны хватит, чтобы успешно применять их оба. Аура тоже крайне полезна, в первую очередь для ваших горгулий. Вызываемый DL Инфернал в любой ситуации остается одним из лучших ультимейтов в игре.
Lich. Хорошо прокачанный Лич – находка для любой армии. ФФА здесь не исключение – Лич хорош как и в хирокилльной связке, так и просто для глобальных сражений.
Crypt Lord. Этого героя можно использовать в двух качествах. Вариант первый: CL основной герой вашей армии, вместе с пауками легко закрипивающий всю карту. Мощный танк и герой поддержки, прикрывающий всех бойцов. Вариант второй: использовать его третьим героем для отмены опасных ультимейтов (StarFall и т.д.), а также для сбивания сфокусированного огня вражеских лучников.
Dark Ranger. Неплохо подходит для игры на маленьких картах, где вместе с пауками хорошо и быстро прокачивается. Ультимейт крайне полезен, опять же, особенно там, где масштабно развернуться у вас не получиться.
Тактики
Если вы читали предыдущие статьи этой же серии или вы просто серьезный ФФА игрок, то у вас должен был уже накопиться какой-то опыт. Поэтому рассматривать все популярные тактики так подробно, как я это сделал в случае с орками, не имеет смысла – это лишь утомит вас. Данная статья не преследует цель рассказать вам все возможные варианты развития, - скорее, это лишь знакомство с основными тактиками, а также, возможными неприятностями со стороны противника. Free For All режим неисчерпаемый и возможностей придумать что-то свое здесь, пожалуй, больше, чем в одиночной игре.
Death Knight, Lich, Crypt Lord; пауки, вирмы, абомы.
Одно из классических сочетаний юнитов (о статуях упоминать не стал – они присутствуют во всех тактиках по умолчанию; тоже относится и к дестройерам – их вы строите по ситуации, в зависимости от наличия/отсутствия кастеров у врага). Иногда, к этой компании присоединяются некроманты, которые ставят unholy frenzy на вирмов, чем солидно усиливают последних. Тактика хороша тем, что она работает практически против всех комбинаций врага, и многие известные соло андеды, которые развлекаются играя ФФА, используют именно её. В принципе, этой тактикой можно ответить на любое построение противника, правда, в некоторых случаях от вас потребуется просто много контроля. Самая, пожалуй, неприятная игра, вас ожидает при массовом воздухе со стороны противника – в таком случае Dread Lord выглядит однозначно лучше в качестве третьего героя.
Dread Lord, Death Knight, Lich; горгульи, вирмы.
Одна из самых популярных тактик за нежить на европейском сервере. Существует несколько её разновидностей, однако они не принципиальны и относятся к специфическим случаям (DK первым героем; масс горгульи без вирмов и т.п.). На мой взгляд, в большинстве ситуаций лучше именно этот состав армии – с Dread Lord’ом легче поставить быстрый экспеншн (хотя многие игроки обходятся и без него) и он усиляет горгулий своей аурой. Забивание же всего места одними горгульями и игнорирование вирмов чревато проблемами со стрелками и с бэтами. На мой взгляд, уход в одних горгулий возможен только в том случае, если противник делает упор на такую же тактику, либо строит массу гиппогрифов. Многие игроки строят горгулий для доминирования в середине игры, и лишь потом, после тщательной разведки, решают, добавлять ли им вирмов в армию. Рассмотрим плюсы и минусы тактики.
Достоинства:
1. С горгульями легко уничтожить ближайшего к вам оппонента. Если он не застроился башнями, то отразить такую массированную воздушную атаку обычно очень трудно – наземных стрелков мало, и они уничтожаются заклинаниями героев, а воздуха у противника к этому моменту вообще нет или если есть, то немного. Если у вас получится уничтожить ближайшего игрока, то полдела сделано – захват территории и высокие уровни героев обеспечат вам хорошую игру. Фаст эксп в таком случае либо не ставится вообще (потеря времени), либо ставится действительно быстро – вампир и два-три гуля атакуют монстров у рудника, а крестьян для базы стоит заготовить заранее, чтобы не терялось время и апгрейд некрополиса прошел своевременно.
2. Практически любой воздух вам не помеха. Редко какая игра проходит без использования mass air кем-то из игроков, вы же всегда готовы отразить удар. Однако и здесь существуют подводные камни, о них мы поговорим позже.
3. Вы не делаете апгрейды на атаку и защиту рукопашных бойцов. Мелочь, а приятно.
4. С горгульями легко проходят hit&run’ы – такой армией вы можете убежать фактически в любой ситуации. Часто, в сочетании с разведкой, вы нападаете на беззащитные базы врага, когда тот занят боем. Главное быстро среагировать, а уж с аурой DK вы в накладе не останетесь.
5. Герои, эффективные в уничтожении наземных войск (Архимаг с близзардом, Таурен с волной) для вас серьезной опасности не представляют.
Недостатки:
1. Опасность к вам может прийти со стороны вражеских героев. Заклинания массового поражения эффективно работают против горгулий, и даже внушительное количество свитков вам не в силах помочь. Совет тут таков – если увидели, что у противника припасены герои с такими заклинаниями (главный ваш враг – Панда), то либо рискуйте и делайте ставку на хирокилл, либо замените горгулий на абомов, пауков и вирмов.
2. Танки – враги всего воздуха, а особо малохитового. Для борьбы с вражеской техникой вам непременно потребуется что-нибудь помимо горгулий, желательно абомы или даже катапульты. Горгулий в этот момент желательно превратить в статуи – они будут тормозить передвижение вражеских юнитов, да и сами станут почти что неуязвимыми. В борьбе с танками также хорош инфернал, вызываемый Dread Lord’ом. Гораздо же опаснее выглядит смешанная армия хумана. Он может оставить несколько танков для нейтрализации горгулий, а грифоны эффективно разберут вашу землю. Но, однако, и этот вариант не смертелен – горгульи сперва убивают воздух и лишь потом превращаются в статуи – с остальными же вы разберетесь остальной армией. Но в любом случае будьте осторожны и несколько раз подумайте, перед тем как поставить горгулий на массовое производство – нужны ли вам такие проблемы.
3. Бэтрайдеры тоже доставят вам немало хлопот – если вы заметили, что кто-то из противников штампует их пачками, лучше либо не связаться с ним временно, либо добавить в армию пауков. Последние вообще хорошо дополняют горгулий (на мой взгляд, они в этой тактике могут использоваться гораздо чаще), отлавливая в сетку бэтов, вражеских горгулий и гиппогрифов. Главное, своими горгульями атаковать не захваченных в сетку юнитов, а других летающих бойцов врага – урон будет значительно выше. Апгрейды вам жизненно необходимы в борьбе с бэтами – третья броня и свитки могут вам помочь выстоять против солидного скопления камикадзе.
4. У эльфов в арсенале есть не менее опасная тактика – гиппогрифы обладают большим запасом жизни, а Keeper усилит их аурой, наносящей горгульям большой урон. Эльф может в лучших майкеровских традициях добавить в армию пару гигантов, выгадывая пару секунд во время боя для удара гиппогрифами. Самые опасные для вас герои эльфа в этом случае: Demon Hunter (с ультимейтом), Панда, Варден, Keeper. На мой взгляд, именно эта тактика является самой проблемной для нежити – ни добавление пауков (уничтожатся химерами), ни вирмы (контрятся гиппогрифами) вам особой погоды не сделают. Впрочем, не всё так безнадежно – в таком столкновении всё решат уровни ваших героев и экономические тылы – если ресурсов у вас будет больше, то упорно вступайте в схватку с врагом, закупайтесь свитками и истощайте его неожиданными налетами на экспеншены. Эксперты с Азерота предлагают иной путь решения проблемы – постройка пауков и некровагонов против гиппогрифов. Химер в этом случае будет немного и вы должны их легко одолеть (никаких виспов не хватит, чтобы отдиспелить всех скелетов, к тому же, по виспам вы будете вести прицельный огонь заклинаниями героев, да и при атаке на ресурсные базы виспов много вы не встретите). После уничтожения гиппогрифов можно сделать рейд по экспеншенам врага и наштамповать горгулий вновь, так как от противника ожидается массовое производство химер, дабы отконтрить некровагоны. Всё это, как уже говорилось, проходит лишь при прочной экономической базе.
Death Knight, Panda, Dread Lord; пауки, некроманты, баньши, катапульты.
Одна из самых мощных тактик в арсенале нежити. Её практикуют множество игроков Азерота, а её популяризатором считается WarMachineXX – один из топовых американских ффашников. Идея проста – напасть как можно раньше на одного, а, возможно и двух противников, и уничтожить их с минимальными для вас потерями. Учитывая ранний срок атаки, а также неожиданность нападения, вы можете почти не сомневаться в результате. Рассмотрим ваши действия при использовании этой тактики:
1. Строим гулей в зависимости от силы монстров, охраняющих ближайший рудник – наша задача захватить его без потерь. В это время в некрополисе нанимаются пять дополнительных крестьян и закладывается апгрейд здания. При захвате ближайшего рудника сразу строим там базу. Ресурсов вам должно хватить и на развитие и на экспеншен.
2. Гули отправляются на добычу леса, DK же в свою очередь, харрасит ближайшего оппонента, отнимая койлом его крипы. На таких «мероприятих» вы вряд ли сильно прокачаетесь, зато потрепите нервы сопернику. Можно, конечно, построить несколько пауков и покрипиться самому, но это может привести к потере времени. Ваш герой потом быстрее прокачается на беспомощном враге.
3. Как только готов первый апгрейд главного здания, незамедлительно закладываем второй. Далее строятся две бойни и два-три храма, в которых производятся необходимые апгрейды для некромантов и баньшей. Второго героя пока не нанимаем – все деньги вкладываются в постройку армии, а она у вас весьма требовательна к ресурсам. В этот момент начинаем строить пауков, исследовав предварительно сетку. На кладбище производятся апгрейды для melee юнитов, что усилит ваших скелетов и катапульты. Не забываем провести апгрейд в бойне для труповозки.
4. Итак, апгрейд на tier3 завершен. Теперь делаем необходимые приготовления: исследуем скелетов-магов и возводим некромантов во второй ранг. Перед атакой ваша армия должна включать в себя четыре-пять пауков, пять-шесть некромантов, две-три катапульты, две баньши и пару статуй. Теперь можно смело лезть в бой. Не забудьте выгрузить трупы из катапульт перед боем.
5. Сам бой должен пройти на редкость просто – скелеты выступают не только щитом, но и мощной атакующей силой. Скелеты-маги фокусируют огонь по летающим юнитам врага. Катапульты ломают вражеские здания и атакуют вражеских магов. Если вы нигде не потеряли время, то противник не сможет встретить вас во всеоружии. После победы захватывайте территорию и определяйте дальнейшую стратегию игры. Вероятнее всего, остальные игроки уже в курсе ваших злодеяний и готовят антинекровагонную армию. Вы же вполне можете сменить курс и собрать войско в другом составе. WarMachineXX предпочитает уйти в вирмов – ресурсов накоплено достаточно, так как вы несли малые потери, а контртактикой вирмам враг располагает вряд ли, ибо до этого летающих юнитов у вас замечено не было. Разумеется, некроманты с unholy frenzy будут хорошим подспорьем вашей «авиации».
Практические советы: не забывайте, что у сильно развитого врага существует масса способов отконтрить некровагоны (самые простые из них – масс химеры, таурены/кастеры, дестройеры), поэтому будьте начеку. Не затягивайте нападение и четко анализируйте ситуацию. Если вы увидели, что некровагоны уже не столь актуальны против высокотехнологичного врага, перейдите на что-нибудь другое.
Crypt Lord/Dark Ranger, Death Knight, Lich; пауки, абомы.
Эта тактика наилучшим образом работает лишь на маленьких картах. На звание главного героя с успехом претендуют как DR, так и CL – они обеспечат и легкий крипинг и добавят в армию дополнительных бойцов (не стоит забывать, что жучок второго уровня легко убивает в дуэли неапгрейженного гуля), что может быть весьма актуальным в ситуации острой нехватки ресурсов. Особыми своеобразием сама тактика не отличается – специфичны сами маленькие карты, в которых побеждает тот, кто потеряет меньшее количество юнитов и при этом лучше прокачает своего героя.
Мы рассмотрели четыре популярные тактики за нежить в Free For All. Остальные варианты развития, скорее всего, тоже вписываются в этот стандарт. Не стоит забывать, что в ФФА игровой процесс достаточно гибок, и вы смело можете менять подборку юнитов и комбинировать различные стратегии в зависимости от ситуации. Также хочу отметить, что все тактики проверены на самом высоком уровне и дают отличный результат. Все топ ффа игроки, так или иначе, используют какой-либо вариант представленных стратегий. |