Целью данной статьи является обучение начинающих игроков Доты 2 основным аспектам крипинга, ведения боя, роли героев в Доте, расстановке героев по линиям в Доте 2, значении человеческого фактора в игре и многого другого. Конечно исчерпывающим руководством по Доте 2 данная статья служить не может, но я думаю что оказать значительную помощь новичкам она способна.
1. Цель игры в Доту 2.
К сожалению достаточно большое количество начинающих игроков в Доту 2 неправильно представляют себе главную цель этой уже ставшей культовой игры.
Некоторые считают что важно как можно больше заработать золота и опыта, собрать хорошие артефакты и тогда они станут непобедимы какая бы ситуация в этот момент в игре не была. Но часто к тому времени когда подобный новичок "соберется так как ему хочется" положение его команды станет уже безнадежным - могут быть снесены основная часть бараков или даже они все (а чтобы удалось остановить мегакрипов - этого я не видел ни в одной игре), или все герои вражеской команды станут ощутимо сильнее союзников по команде - а победить одному герою всех пятерых противников практически нереально (если это конечно не суперпрокачанный керри с БКБ
против пятерых магов).
Некоторые считают что основная цель игры состоит в проведении гангов. Мол, чем больше гангаешь, тем лучше. Но часто погоня за слишком большим количеством гангов приводит к задержке в прокачке, а большинство вражеских героев будет в это время спокойно крипиться. В результате когда ваши команды встретятся в массовой битве запросто может оказаться так, что в среднем вражеская команда гораздо более прокачана чем ваша - исход битвы при таком раскладе очевиден.
Также достаточно сильно распространено убеждение о том, что надо отдавать первую вышку по центру чтобы заманить врага подальше на свою территорию - поверьте, не стоит этого делать. Чем больше у вас осталось вышек, тем лучше вы контролируете карту - вышка дает видимость вокруг себя, позволяет делать на нее телепорт свитком тп и позволяет во многих случаях спастись под ее защитой от ганга.
Вот теперь и стоит напомнить
основную цель Доты 2 - это снос трона врага. Все остальные ваши действия (ганги,
крипинг, покупка предметов и т.д.) всего лишь увеличивают ваши шансы выиграть, но никак не приближают вас к победе. К победе приближает только снос вышек и строений врага и именно это должно проходить красной линией через все ваше осознание игры.
2. Роли героев в Доте 2.
Запомните - в Доте 2 нет бесполезных героев (за долгие годы и множество игр, сыгранных в эту игр, баланс в Доте 2 достаточно хорошо отточился), каждый герой может сыграть существенную роль в игре. Важно только правильно осознавать роль своего героя. Например, если вы играете за керри, то не стоит слишком сильно увлекаться гангами - вы должны как можно сильнее качнуться чтобы в лейте рвать вражескую команду на куски. Если вы хороший гангер и херокиллер - то ваша задача, наоборот, как можно чаще гангать вражескую команду, особенно вражеских керри, чтобы затруднить их раскачку по сравнении со своими керри. Если вы саппорт - то вы должны обеспечивать условия для эффективной игры команды (покупать куру
, расставлять варды
, оберегать керри, собирать полезные для всей команды предметы) и не отбирать фарм у керри если стоите вместе с ним на линии. Если вы инициатор, то критически важно для вас собрать даггер чтобы врываться с него в битву и кастовать свое массовое заклинание, повергающее в ужас врагов. Желательно к концу игры даже собрать рефрешер
чтобы иметь возможность в замесе кастануть свой "убивающий" спелл 2 раза.
Есть еще такой тип героев в Доте 2 как пушеры - конечно они могут играть и другие роли, но одним из их основных умений является быстрый снос строений или крипов врага. Их особенность заключается в том, что они часто могут действовать в отрыве от команды. То есть, например, ваша команда сковала команду противника у одной вышки, а ваш герой-пушер по быстренькому сносит вышку на другой линии.
3. Принцип подсчета урона в сражении
Люди, игравшие ранее в стратегии реального времени, с легкостью поймут то, что будет написано в этом пункте. Другим понять будет немного сложнее, но все же возможно. Принцип подсчета урона в стратегиях реального времени достаточно универсален и с небольшими изменениями подходит и для Доты 2. Основу данного принципа составляет подсчет урона, который одна из сторон может нанести другой стороне на определенном участке за определенный период. Урон берется в чистом виде, то есть без учета дополнительных факторов. Для Доты 2 на этом и основана механика битвы - это часть стартового урона, наносимого в начальный период сражения (для Доты 2 этот интервал составляет где то 2-2.5 секунды). Поясню, в Доте 2 много скиллов, кулдаун которых позволяет применить их только один раз за время ведения боя. Также примерно столько времени тратится чтобы добежать герою ближнего боя до героя дальнего боя. Для более эффективной оценки боеготовности полезно ввести такое понятие как "
секунда жизнеспособности". Соотношение оставшегося количества жизни после стартового периода боя и урона получаемого героем в каждую последующую секунду, по отношению к этим же показателям противника, и есть основная компонента любого боя, как в битвах 1х1, так и в любых других комбинациях.
Если перевеси это на более простой язык, то это количество жизни, которое осталось после использования стартовых заклинаний противника и количество урона получаемого в последующем каждую секунду и есть боеспособность героя. Кто обладает большим количеством «секунд» в запасе, тот и победит в бою.
Боеспособность всех героев Доты 2 неодинакова, причем она меняется в течение игры в относительном сравнении. Например, часть героев в начале игры обладают достаточно большим стартовым уроном, поэтому они могут диктовать свою волю на этом этапе игры. К концу игры же они, как правило, отстают по боеспособности от тех, кто в начале игры имел скромные возможности по нанесению урона. Важно понимать, что основная задача при игре в Доту 2 у всех героев одинакова - уничтожение вражеских строений, и тем героям, которые на данном этапе превосходят других по боеспособности, надо по максимуму реализовать эту задачу пока они обладают большим числом "секунд жизнеспособности". Все остальные действия в игре: прессинг противников по линии с целью уменьшения получаемого ими золота и опыта, увеличение собственного опыта, покупка хороших артефактов, ганг и все остальные действия - это второстепенные задачи в игре, часто они всего лишь являются целью того, чтобы герои, слабые на ранней стадии игры, раскачались, и концу игры реализовали свой бойцовский потенциал.
4. Контроль карты в игре.
В начале игры перед каждой командой стоит задача расстановки 5 героев по 3 линиям. В пабе обычно один игрок идет на центральную лиию, а на боковые линии идет по 2 героя. При этом на легкую линию (низ за свет, верх за тьму) обычно идут герои ближнего боя, а на сложную - герои дальнего боя. В более профессиональных играх расстановка обычно другая - на мид и на легкую линию идут по одному герою (обладающих навыками успешного стояния на линии в одиночку), а на сложную - 3 героя, так называемая "трипла". На нашем сайте можно почитать об эффективных тройных связках героев на линии.
При этом керри обычно идут либо на легкий лайн в паре с саппортом, либо идут в триплу.
Контроль карты является очень важным аспектом игры. Многие из нас обижаются на то, что союзник не сообщил об уходе врага с линии (обычно это делается написанием слов "
miss" или "
cc", может также указываться линия, например -
сс мид, или
сс низ), но по большому счету каждый сам должен следить за картой и отмечать момент когда точка одного из врагов на миникарте скрылась из поля зрения.
При этом в профессиональных играх не идут гангать сразу после того как покинули линию - для профессионалов это слишком банально и просто. Они обычно идут гангать после небольшого крипинга в лесу, после специально выдержанной паузы после лечения и т.д. - так гораздо больше шансов застать противника врасплох.
Также очень важное значение играет контроль рун - часто от обладания руной во многом зависит успех конкретного пуша или ганга. Желательно чтобы в команде был хотя бы один герой, который умел бы хорошо "чекать" руны, например Ланая
, Клокверк
и т.д. Если же такого героя нет, то крайне важно рядом с местами появления рун проставлять "глаза" - обычно это делается на возвышенности чтобы дальность обзора была как можно больше.
5. Человеческий фактор в Доте
В конце концов все мы люди - а для людей свойственно ошибаться и иметь ограниченную способность к действиям. Никто из нас не может играть безошибочно и нажимать клавиши со скоростью робота. Также ни один из нас не может уследить абсолютно за всем что происходит в игре: за своим героем, противниками и союзниками в поле нашего зрения и на миникарте, жизнью своих и чужих крипов, слежением за кулдаунами своих (в Доте 2 это стало намного проще по сравнению с первой Дотой) и чужих игроков, контроль рун, управлением курьером и т.д. Понятно что никто из нас не может реализовать на все 100% - это и есть так называемый человеческий фактор, причем он присущ обоим командам в игре.
Приведем пример. Кто сильнее - минер или лион 7-го уровня? На первый взгляд вроде бы легко - Лион выскакивает из кустов, кидает стан, хекс, ульт, бьет в промежутках с руки и минер с большой вероятностью труп. Ну а если из кустов на даггере выскакивает минер - суицид 4-го уровня и тут уже Лион с большой вероятностью труп.
Человеческий фактор играет большую роль и в использовании скиллов героев. Например, представим какого нибудь мага Доты 2 с 4 активными способностями, дагоном
, меказмом
, форс стаффом
и гуинсой
. Успеет ли он реализовать в бою весь потенциал своих активных способностей - навряд ли. Учитывайте это всегда когда планируете собрать егрою несколько итемов с активками. А представим какого нибудь керри с управлением на двух кнопках с бэтлфури
и радиансом
- в данном случае эти предметы будут весьма успешно работать для него "на автомате", так как не требуют отвлечения внимания. При этом данный керри может успешно сосредоточиться на максимально эффективном использовании двух его навыков.
Конечно в одной статье невозможно описать все аспекты игры в Доту, но я буду рад если эта статья хоть чему то научит начинающих игроков в Доту 2.